Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея
Рассказ архимандрита Александра (Ф-о) о некоем Феофиле, который он повторял своим духовным чадам в разных местах, готовя их к разлуке.
Некто Феофил, окончив Духовную Академию, поступил рядовым монахом в монастырь. Духовное начальство, видя его подготовленность, направило его секретарем к архиерею в Петроград. Митрополит, в свою очередь, убедившись в духовной зрелости его, благословил его принимать всех своих посетителей, обращающихся к нему с различными запросами духовного характера (то есть со всеми, кроме сугубо административных). Феофил так удовлетворял посетителей, что последние, передавая свой восторг от приема, создали такое мнение о нем, что никто больше и не обращался к правящему архиерею, а к секретарю, создавая своего рода паломничество. Но сам Феофил пришел к такому выводу: "Других учить, словно камешки сбрасывать с колокольни, а вот себя учить, камешки таскать на колокольню, — кто же меня будет учить?" Не указывая другой причины, отец Александр продолжал: — Феофил решил вернуться в свой монастырь. Но там ему сказали: "Ты беглец!" Стало быть, больше его не примут ни в какой монастырь. Долго Феофил доказывал, что он не самовольно оставил данный монастырь, а по благословению начальства, а в конце добавил: "Ведь что я заработал при архиерее, все семь тысяч, я привез в свой монастырь". После долгих уговоров кое-как приняли. Только Феофил перешагнул порог монастырского собора, наместник его выгнал со следующими словами: — Не место здесь парижским джентльменам — вон отсюда! (Феофил был одет по-столичному, как личный секретарь митрополита.) — Простите, благословите! Феофил переоделся в старье. Опять подобная встреча: — Ты что притворился нищим, разве ты нищий? — Вон отсюда! — Простите, благословите! Переоделся средним образом. На этот раз он был допущен только до Голгофы. Как только положил земной поклон, тут же наместник: — Разве так кланяются?! Вон отсюда, негодяй! Вишь ты его, деньгами хотел подкупить?! — Простите, благословите! И так день в день Феофил был гоним три с половиной года, до тех пор, пока наместник не заболел смертельно. Братия, предвидя кончину своего наместника, пришли просить его, чтобы он благословил Феофила в преемника. Но сказали это без всякого объяснения, без предисловия, а просто: "Благословите, отче честный, чтобы Феофил был вашим преемником". На это последовало никем не ожидаемое возражение: "Что, этот негодяй будет моим преемником?! Умру, но не прощу!" Все пришли в ужас... после общего совета решили на другой день идти к умирающему после Божественной литургии с присоединением службы "О вразех ненавидящих и обидящих нас". Помолившись в храме с особым усердием, пришли в келью больного в облачениях (по-видимому, с намерением причастить умирающего. — Автор воспоминаний). Разговор на ту же тему начали с отдаленного рассуждения и постепенно перешли к существу вопроса. Была высказана примерно такая мысль: "Мы ведь остановились на кандидатуре Феофила не за то, что он академик и образованнее любого из нас, а потому, что среди нас не найдешь с таким идеальным смирением и терпением... Вспомните, ведь и вам он за три с половиною года никогда и ни разу не сказал противоречивого или прекословного слова..." — Неужели же это так, где мое чадо Феофил? А Феофил во всех случаях бывал вблизи больного старца, только не показывался, так как его появление сильно того раздражало. На этот раз он стоял за косяком и, услыхав фразу: "Где мое чадо Феофил?", понял, что наступил критический момент. Он стремительно вошел в келью с намерением пасть к кровати, на которой лежал умирающий наместник, но тот, падая на пол, опередил Феофила, произнося сквозь слезы фразу: — Прости мне, чадо... Я не знал! — Бог простит ти, отче святый, прости и меня, грешного! — Бог простит и благословит тя! И на руках у Феофила наместник скончался. Братия занялась приготовлением к погребению, а Феофил побежал в собор. Войдя в алтарь, он пал ниц перед престолом и, произнося слова молитвы, плача навзрыд, произнес: "Помяни, Господи, вновь преставленного духовного моего отца..." И дальше, за слезами, слов молитвы не было слышно... Эту молитвенную фразу слышал регент, случайно задержавшийся на клиросе. Он в недоумении задавал себе вопрос: неужели почивший наместник мог быть ему духовным отцом? Прошли похороны. Феофил стал наместником. Когда жизнь монастыря пошла обычным образом, регент как-то при случае обратился к Феофилу с вопросом: — Честный отче, неужели почивший наместник был вашим духовным отцом? На это последовал ответ: — Чадо, я долго молил Господа Бога о том, чтобы Он послал мне духовного отца, а Господь лучше меня знал, какой нужен руководитель мне, нерадивому. В конце рассказа архимандрит Александр сделал что-то вроде резюме: "Господь допускал диаволу вселяться в наместника, с тем чтобы выработать терпение у Феофила, от этого никто не пострадал. Он же и не допустил смерти без примирения". Этот зело поучительный рассказ мне посчастливилось слышать из одних и тех же уст несколько раз, два или три (поскольку прощание, вернее, подготовка к разлуке длилась, возможно, месяцами и менялся состав духовных чад и слушателей). Более тридцати семи лет тому посчастливилось слышать мне этот рассказ. Не ручаюсь за дословность, сокращения допущены бесспорно; но мне кажется, что для неискушенных в значении столь странного поведения, притом столь ответственного духовного лица, будет полезно прочесть Лествицу, которую автор рассказа благословлял даже мирянам иметь настольной книгой. В ней где-то выражается такая мысль: "Господь допускает иногда на всю жизнь греховную немощь с благими целями, дабы этим предотвратить большие падения". В данном случае, нам думается, что первый наместник был во всем исправным, кроме неравнодушия к Феофилу. Это предсмертное исповедание своей немощи, как нам кажется, в нем затмило все его подвиги и в этом беспамятстве он смирился до зела, что и требуется для спасения. Блажени нищий духом: яко тех есть Царствие Небесное. Добавлю от себя, что для многих, искренно ищущих спасения, зачастую посылается целожизненный гонитель, как правило, из домашних и близких, а этот пример наилучшим образом объясняет смысл такого духовного напряжения, а в данном случае — духовного руководства.
«Настольная книга для монашествующих и мирян». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. С. 120-124.
Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея
|