Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме

Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...Хотя мы все знаем, чего от нас требует воля Божия, и от тяжких грехов стараемся себя предохранить, но некоторые грехи свои не осознаем вполне, не придаем им всей важности и не стараемся освободиться от них. За все эти грехи каждому из нас придется отвечать перед правосудием Божиим. К числу таких грехов принадлежит грех осуждения.

Осуждать ближнего, осмеивать его слабости и недостатки, видеть и от­крывать в ближнем только худое для некоторых - большое удовольствие, и это есть всеобщая слабость человечес­кого рода, в том числе и христиан. У нас часто не проходит ни одного дня, чтобы мы кого-нибудь не осудили. Осуждаем мы и родных, и знакомых, и соседей. Осуждаем и старших, и младших, и пастырей Церкви, и соб­ственных родителей. Не осуждаем мы порою только самих себя.

И при всем том, столь всеобщий и повсеместный недуг сей почти не при­знается за болезнь: или вовсе не счита­ется за грех, или признается грехом слишком незначительным. Не считая осуждение за грех, мы и не думаем предохраняться от этого греха. А меж­ду тем грех осуждения тяжек - он лишает нас милостей Господних и навлекает на нас Божий гнев.

Мы не имеем права осуждать ближ­него, потому что один Бог - и Законоположник и Судия, Который может и спасти, и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного греш­ника. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4), - говорит святой апостол Павел. Осуждать и осмеивать ближнего за его поступки и действия - значит браться не за свое дело, значит предвосхищать себе суд Христов.

 

* * *

 

Когда к нам придет такой лукавый помысл - осудить, оклеветать ближне­го, очернить его, - то прежде всего сами себя спросим: а не имеем ли и мы недостатков? Не имеем ли разве и мы своих слабостей, что осуждаем дру­гих? Надо тщательно, строго наблю­дать за своим нравственным поведе­нием, за своими поступками, за свои­ми делами. Познай самого себя - вот великое правило, которое было даже у древних мудрецов. И Святая Церковь нам также предлагает, чтобы и мы по истечении каждого дня проверяли, что мы сделали за день, что мы сдела­ли угодного Богу, что сделали полез­ного себе, что сделали ради блага ближ­него. И вот тогда-то мы и познаем свою нищету духовную. Познаем все свои слабости и немощи, познаем, что мы не имеем добродетели, что мы неспособные люди-то.

Вот тогда-то у нас и замкнется рот для осуждения и клеветы на ближне­го. Так что мы лишь потому являемся строгими судьями для ближних, что себя не знаем, не следим за собой. Точно, точно замечено, что люди, ко­торые тщательно следят за своей нрав­ственностью, своей духовной жизнью, за своими поступками, мыслями, - эти люди всегда снисходительнее бывают к поступкам ближнего. Наоборот, люди легкомысленные, пустые, которые не следят за своей жизнью, бывают са­мыми строгими судьями, жестокими судьями в отношении других...

 

* * *

 

...Мы должны только себя осуж­дать, должны лишь себя укорять. Го­ворят: «Мы потому осуждаем других, что не знаем самих себя. Если бы знали самих себя, то мы никогда бы не дерзнули осуждать ближних». И это, дорогие братья и сестры, да послужит нам назиданием, наставлением, нра­воучением, чтобы нам заповеди Божии исполнять на деле. Осуждать себя и исправлять свои немощи, свои гре­хи, свои привычки, пороки, которых у нас у каждого бесчисленное множе­ство, - вот это доброе дело, это наше священная обязанность. И мы долж­ны это делать, иначе мы не спасемся. Мы должны постепенно восходить от силы в силу. И лишь через такое самоисправление, очищение, исправ­ление себя, своих грехов и может от­крыться свободный вход в Царствие Небесное, которое Господь обещал всем любящим Его открыть.

 

* * *

 

... Если Ангелы святые, совершен­ные, если они сострадают падшему грешнику, то как нам не смиряться, не сострадать - нам, которые впадают в бесчисленные грехи, в бесчисленные преступления и заблуждения? Нам суд недоступен, истинный суд. Поче­му? Потому что мы можем судить только по внешней видимости, но что происходит в сердце человека, это от­крыто только Сердцеведцу Богу.

По видимости, по внешности су­дить никак нельзя. Иногда бывает так, что человек по внешности и благочестивый, но внутри он может быть величайшим грешником. И, наоборот, человек, который является в глазах людей великим грешником, в очах Господних он великий угодник Бо­жий. Например, если человек сделал какое-то доброе дело, и люди хвалят его за это, считают, что его поступок-благородный.

Но если этот человек сделал это доброе дело ради того, чтобы его про­славили, то такое доброе дело перед очами Божиими никакой нравствен­ной цены не имеет. Его поступок низ­кий, корыстный поступок. И таких примеров очень много.

Преподобный Виталий Александ­рийский, живя в Александрии, днем нанимался на работу, а по ночам ходил в дома падших женщин. И все жители города и в глаза и за глаза считали его развратником. А между тем он заработанные деньги давал этим женщинам на пропитание, чтобы их предостеречь от греха. Андрея, Хрис­та ради юродивого, жители города считали безумным, плевали на него, даже били его, всячески смеялись над ним. Но тем не менее он был великим угодником перед Богом. Поэтому ни­как нельзя судить поступки ближнего нам, грешным.

 

* * *

 

... Вспомните повествование Еван­гелия о том, как фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали, чтобы Господь произнес над ней Свой приговор. Но Господь сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7). Женщину не побили камня­ми и не осудили, потому что обличае­мые совестью фарисеи поспешили скрыться.

За снисхождение и милость по от­ношению к другим Бог будет снисхо­дителен и милостив ко грехам нашим. Повествуется, что однажды умирал некий инок, который жил беспечно и лениво. К его одру собралась вся бра­тия. К общему удивлению, инок тот умирал очень спокойно и даже со сча­стливой улыбкой на лице. Братия ста­ла умолять его, чтобы он объяснил им, почему так легко умирает, хотя жил нерадиво.

Слегка приподнявшись, инок отве­тил: «Да, отцы и братия. Я действи­тельно жил лениво и нерадиво и очень опасался за это строгого суда Божия. Но ко мне явился Ангел и молвил: «Господь послал меня сказать тебе, что хотя ты жил нерадиво, однако был незлобив и в жизни никого не осуждал - за это прощаются тебе все грехи », - и Ангел разорвал все рукописание моих грехов. Вот поэтому я так спокойно умираю». И сказав это, инок с миром предал душу Богу.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37) - эта всем понятная заповедь мо­жет привести каждого из нас в Цар­ствие Божие.

 

 

Слово - дар Божий, которым наде­лен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово - проводник наших чувств, же­ланий, мыслей, радости, печали. Сло­вом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все нисп­ровергнется в человеческом роде. Ког­да Господь хотел наказать за гордели­вый помысел древних людей, намере­вающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку. Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человечес­ком обществе. Человека словом мож­но убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государ­ства. «За всякое праздное слово, - говорит Спаситель, - какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорби­тельные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохране­ния мирной счастливой жизни в чело­веческом обществе. Произнесенное наше слово - оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно перехо­дит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, раз­росшееся в великое дерево с его плода­ми, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

 

* * *

 

Язык, слово - это бесценный дар Божий. И мы должны дорожить им, потому что через слово мы сообщаемся друг с другом. Это величайшее сокро­вище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радос­тью и горем друг с другом, и письмен­но связываемся с друзьями, которые находятся от нас в отдалении. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот та­кое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог - это слово. Поэтому мы должны себя беречь от болтливости. Дух праз­днословия не даждь ми, - молимся мы Великим постом...

 

 

 

Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же испол­нялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающи­ми всю жизнь, не вспоминая наставле­ния Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся­кого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нели­цемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетель­ствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, - этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.

 

* * *

 

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосы­лает нам свыше небесную помощь: а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи мо­жет очень помочь наша молитва. При­дет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И на­против: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя»...

 

 

 

Любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без люб­ви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомуд­рие, благотворительность - не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоин­ства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христи­анин не христианин. И христианство - не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон все живое, все твари соеди­няет в единую, целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осужда­ет на страдания, заблуждения и на смерть.

Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира. И святой апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Корин­фянам воспел гимн христианской люб­ви. Он указал на величие христианс­кой любви, указал именно на те незем­ные свойства христианской любви, ко­торую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. В Послании он пишет, что «любовь долготерпит, милосерд­ствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бес­чинствует, не ищет своего, не раздра­жается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего наде­ется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

 

 

 

Если бы не было зависти, то тиши­на и спокойствие, мир и благоден­ствие окружали бы нас. Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием, видеть сча­стье брата было бы нашим счастьем. Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем жела­ет добра. Но где зависть, там неустрой­ство, там все худое. Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели. Лишить кого-нибудь сча­стья, увидеть его в злострадании - вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое про­нырство, ласкательство перед высши­ми - вот свойства зависти. Много зла и вреда приносит зависть обществу, ста­раясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними.

История Церкви знает множество примеров ужасных злодеяний, совер­шенных под влиянием этого порока. Движимый завистью, Каин убивает своего брата Авеля; братья Иосифа, завидуя его телесной и внутренней красоте, продают его в рабство; перво­священники и фарисеи, движимые за­вистью к Спасителю, оклеветав и уни­зив Его, совершают ужасный грех богоубийства. Зависть - это ржавчина, съедающая душу завистника. Завист­ливый человек ни днем, ни ночью не имеет покоя, всегда и всем недоволен, сетует на все с ропотом, частый гнев и постоянная злоба мучают его.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Убережемся от этого порока! Постараемся воспитать в своем сердце расположение и любовь ко всякому доброму делу.

 

 

 

Мы удивительно легкомысленно, и подчас даже преступно, относимся к устроению своей жизни. Ведь любой строитель не приступит к постройке здания прежде, нежели сделает необ­ходимые расчеты, составит сметы и произведет другие подготовительные действия. Никакой каменщик не по­ложит ряд кирпичей, если он прежде их не вымеряет. А мы сплошь и рядом устраиваем свою жизнь так, что нис­колько не задумываемся ни над каки­ми вопросами, имеющими смысл и значение для нас. Мы не имеем ника­кой меры для оценки правильного течения нашей жизни. Поэтому полу­чается, что наши жизненные построй­ки очень часто терпят крушение и под своими развалинами тяжко ломают нас. И это будет свершаться, мы этой ломки и сокрушения не избежим, по­тому что мы пренебрегаем единствен­но истинным и правильным путем, показанным нам Господом в Своем Евангельском учении.

Не проходит дня, чтобы мы перед зеркалом несколько раз не посмотре­ли на себя: чиста ли наша одежда или не запачкано ли наше лицо. Тем не менее, годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы никогда не проверя­ем опрятность и чистоту нашего нрав­ственного облика, противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии. Если мы уважаем, почи­таем какого-нибудь писателя или мыс­лителя, то мы непременно стараемся узнать о содержании его произведе­ний, интересуемся, узнаем. Их книги становятся для нас, как говорят, на­стольной книгой. Так почему же мы, христиане, которые призваны любить добро, истину, справедливость, братс­кую любовь, почему же мы пренебре­гаем Иисусом Христом, Его учени­ем?..

 

* * *

 

...Вы сами знаете, что когда строят какое-нибудь большое здание, то вни­мательно следят за каждым кирпичи­ком, чтобы он был правильно поло­жен. Если он неправильно положен, он может послужить причиною для гибели всего здания.

Так и в жизни христианина. Если человек не будет трезвиться, бодр­ствовать и положит в здание своей души какой-нибудь неправильно слеп­ленный кирпич, какое-либо дурное дело, то это может стать причиной его крушения, гибели его. Ведь мы знаем из житейского опыта, что небольшая капля болотной грязи, если она попа­дает в струю чистой воды, то хотя она, может быть, на глаз и неприметна, но растворившись в воде чистой, портит ее и делается источником всякой бо­лезни.

Это закон как в физическом мире, так и в мире духовном. Яд, в какой бы дозе он ни был принят, так ядом и остается. Также и зло. В каком бы количестве зло ни было, оно все равно остается злом и причиняет душе вели­чайший вред. Поэтому еще раз повто­ряю, что нам надо внимательно и серь­езно относиться к путям своей жизни, в особенности к устроению нашего душевного спасения. Без этой внут­ренней собранности, без этой внутрен­ней борьбы не может быть плода, не может быть успеха в нашей духовной жизни.

 

 

 

Много есть в этом мире вещей, учений, к которым люди привязыва­ются, которым следуют, но только в Евангелии - истина, ибо только Еван­гелие есть учение Самого Господа, Его слово. И по Евангелию будет судить нас Господь в день Страшного Своего Суда, и от того, исполняли ли мы написанное в нем или небрегли о том, будет зависеть наша вечная участь. «Кто имеет заповеди Мои и соблюда­ет их, тот любит Меня; а кто лю­бит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам», - говорит Господь (Ин. 14, 21). Будем любить Господа, братия и сестры, будем творить запо­веди Его. А зная это, сделаем Еванге­лие главной книгой своей жизни, не будем расставаться с ним, но всегда будем поучаться в нем, помня, что это - слово Божие, воля Божия, в исполне­нии которой - жизнь вечная. А в неис­полнении - погибель.

 

* * *

 

... Спасение пришло только с при­шествием Христа Спасителя на зем­лю. Без крестных страданий не могло быть отпущения грехов людям. Толь­ко после крестных страданий, только после славного Воскресения и Возне­сения Господа на Небо, только с этого момента людям дарована вечная жизнь, и люди избавлены от опаснос­ти вечной погибели.

Если мы желаем себе добра, если мы ищем себе спасения, то надо преж­де всего быть истинным последовате­лем Христовым. А для этого нужно исполнять Его заповеди. А чтобы за­поведи исполнять, надо знать Христо­во учение, то есть Евангельское уче­ние, и быть верным, постоянным, до­стойным учеником Христовым. Надо иметь постоянную жажду искания правды Божией.

Если мы так постоянно, настойчи­во будем стремиться ко Христу, ис­кать оправдания у Него, творить Его волю, - это именно нас и поставит в число Его учеников, в число Его из­бранников. Стать же учеником Христовым, значит возложить на себя боль­шую ответственность, серьезно и тща­тельно относиться ко всей своей жиз­ни, к каждому своему поступку. «Цар­ство Небесное - говорит Господь, - нудится, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). Видите, что без усилия, без труда невозможно наследовать Царство Небесное. Требу­ется внутренняя борьба, борьба со вся­кими дурными влечениями, наклон­ностями, страстями. Потому что если не будем бодрствовать над собою, то может легко с нами случиться авария, крушение...

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме

Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея

 

                                                                                                 

Hosted by uCoz